12+

Международный вестник фундаментальных исследований
ЭЛ № ФС 77 - 75775 | ISSN: 2686-9551
О выпуске
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА А СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
Оринина Л.В.1
Менакова Т.М.1
Халанская О.Э.1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова

В данной статье  рассмотрены  феноменологические признаки процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи в педагогической теории и практике  в современных экономических условиях России и с позиций таких острых социальных реалий, как  множественные профессиональные миграции молодежи, кадровые реновации,  экономический дисбаланс рынка и многих других. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: самоопределение,  профессиональное самоопределение, эффективные механизмы профессионального самоопределения, студенческая молодежь, организация профессиональной деятельности молодежи. Особое место занимает  междисциплинарный характер анализа ключевого понятия - «профессиональное самоопределение студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии.

Изменившееся геополитические условия в стране и в мире, трансформация рыночных отношений, повышение конкуренции среди специалистов в сфере профессиональных отношений и многие другие факторы, связанные с экономическим кризисом в России, привели к таким негативным явлениям на рынке востребованных специалистов, как:

  1. колоссальные профессиональные миграции трудовой молодежи из региональных центров и провинциальных городов в столицы;
  2. рост уровня безработицы в стране;
  3. потеря представителями современной молодежи личностных и профессиональных ориентиров, а также значимых профессиональных ценностей, таких как: профессиональный рост; профессиональная компетентность; профессиональное самоопределение.

В данной работе мы подробнее остановимся на рассмотрении феномена профессионального самоопределения учащихся основной школы, а также готовности профессиональному самоопределению.

Применительно к выпускникам основной школы можно говорить о процессе профессионального самоопределения их личности, в то время как учащиеся старших классов еще не имеют осознанной профессиональной мотивации. Именно поэтому как аудиторная работа, так и так и организация их внеучебного времени, на наш взгляд, должны быть направлены на формирование внутренней готовности по всем вышеперечисленным.

Современная социально-экономическая ситуация в стране требует создания системы работы по профориентации, которая способствует готовности выпускника основной школы к профессиональному самоопределению в соответствии с его личностными характеристиками, способностями, интересами и потребностями общества. Исследователи утверждают, что правильный выбор профессии студента и ориентированная на карьере работа, направленная на это, важны не только с точки зрения определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Деятельность в сфере образовательных учреждений в рамках проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению учащихся регламентируется следующими документами:

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ « О независимости оценке квалификации»;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г.;
  4. Приказ от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  5. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».

Профессиональное самоопределение включает в себя большое количество компонентов, поэтому, основным видом психолого-педагогической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация, которая определяется как система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии.

Профессиональная ориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах [2].

Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Эта система включает в себя ряд конкретных и взаимосвязанных форм профориентационной деятельности:

  1. психологическое изучение профессий — профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту, классификация профессий;
  2. профессиональное воспитание — развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, трудовой);
  3. профессиональное просвещение (профинформация) — обеспечение формиро­вания знаний о мире профессий и условиях правильного их выбора, информирова­ние о способах и условиях овладения профессией, пропаганда общественно значи­мых профессий и т. д.;
  4. профессиональная консультация — система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных воз­можностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии;
  5. профессиональная адаптация — приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности и формирование у субъекта индивидуального стиля деятельности.

В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом [3]. 

Такую же тесню взаимосвязь с исследуемым понятием, имеет термин «профессиональное воспитание».

Профессиональное воспитание - это деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления человека, включающая освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект) [4].

Профессиональное воспитание - это «целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств» [2].

К основным компонентам профессионального воспитания можно отнести  следующие:

  1. мотивацию учащихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании;
  2. формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.

Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полное участие в профессиональной жизни [4].

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности [1].

Профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ее ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности [3].

В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании» № 273 от 26.12.2012 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование - бакалавриат;
  3. высшее образование - специалитет, магистратура;
  4. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной профессиональной работы. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных цехах на предприятии, имеющих соответствующие лицензии [3].

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего общего и начального профессионального образования. Организуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (колледжи, техникумы).

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов на базе среднего общего и среднего специального образования. Может быть получено в учреждениях высшего профессионального образования (институты, университеты, академии). Лица, имеющие среднее специальное профессиональное образование соответствующего профиля могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным программам.

Необходимо отметить, что многие ребята переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля и предпринимают попытки внести коррективы в профессиональный старт. Однако все же у большинства девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует формированию образа «Я» как представителя определенного профессионального сообщества [2].

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение предполагает выработку у учащихся собственной позиции в проблемно-ориентационной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности, к которой относится: выбор профессионального учебного заведения, профессии, специальности, включение в профессиональный коллектив и т.п. Самоопределение в такой ситуации требует от молодого человека соотнесения, во-первых, своих потребностей, позиций, интересов с собственными возможностями (подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья), а во-вторых, соотнесения этих возможностей с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции. При этом самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме – и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, становясь основой разнообразных кризисных явлений, и активизируя, вместо процессов развития, защитные механизмы [4].

Структурно-содержательная схема смежности понятий профессиональное самоопределение

Рис. 2 - Структурно-содержательная схема смежности понятий «профессиональное самоопределение»

Представленная схема показывает связь исследуемого феномена со смежными понятиями [5].

Современная педагогика также уделяет повышенное внимание понятию «готовность к профессиональному самоопределению». Л.Ю. Ювенская трактует готовность школьника к профессиональному самоопределению как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности, способности и свое отношение к определенной профессиональной деятельности [4].

Рассматривая готовность к профессиональному самоопределению учащихся, можно сказать, что, у старшеклассника формируется эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам; повышается мотивация выбора профессии, появляется положительное отношение к ситуации выбора профессии, активная позиция в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии.

Профессиональная готовность личности - это субъективное состояние человека, считающего себя способным и подготовленным к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять [5].

Обобщая мнение исследователей по данному вопросу, мы можем сделать вывод, что под готовностью к профессиональному самоопределению большинство ученых понимают внутреннее качество личности, которое приобретается в процессе жизнедеятельности субъекта и характеризуется сте­пенью сформированности его обобщенных характеристик, благодаря которым обеспечивается возможность личности сознательно и обоснованно выбирать вид профессиональной деятельности и соответствующей образовательной тра­ектории [3].

Остановимся на ключевых принципах профессионального самоопределения студентов.

Принцип целостности (упорядоченности): означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для профессионального саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.

Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса и направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнической направленности. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной методологии, общей для различных наук, технологий производственного процесса, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области в другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики.

В ходе развития профессионального самоопределения формируется его структура, т.е. совокупность компонентов, в которой любой компонент органически взаимосвязан с другими. Таким образом, в результате обобщения имеющейся по данному вопросу информации мы можем сделать вывод, что профессиональное самоопределение учащихся основной школы – это сложное, интегративное качество и предполагающее выработку у учащихся школы определенных профессионально значимых стратегий, адекватных их профессиональному выбору и поставленным перед ними профессиональным задачам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Зубок, Ю.А. проблемы социального развития молодежи в условиях рынка // Социологические исследования. 2003. №4.  С. 251-253.
  2. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02. Оренбург, 2009. С. 125-129.
  3. Леонтьев Д.А.,Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 56-59.
  4. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 2000.С. 34-37.
  5. Орлов В.Ф. Профессиональное воспитание: проблемы и технологии//Профессиональное образование.2004. №11. С. 12-16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Оринина Л.В., Менакова Т.М., Халанская О.Э. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА А СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 1.; URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-1/article-4/ (дата обращения: 21.11.2024).