12+

Международный вестник фундаментальных исследований
ЭЛ № ФС 77 - 75775 | ISSN: 2686-9551
О выпуске
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Ахметшина А.И.1
1Казанский Федеральный Университет, ИПиО

В статье представлен анализ актуальности экономического воспитания подростков в современном мире. Кроме того, выделяются цели и задачи экономического воспитания и процесс его осуществления в школе.

На современном этапе развития социума экономика является не только отраслью деятельности, но и полноценной сферой ее жизни, что вызывает необходимость в грамотном экономическом просвещении детей и формировании полноценных экономических представлений у них. Именно поэтому появляется необходимость в обучении подростков экономическим понятиям и процессам, происходящим внутри государства. Если обратится к терминологии, то экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [8].

Стоит заметить, что экономическое воспитание состоит во взаимосвязи с экономическим сознанием, и если мы работаем над его развитием, то формируем и экономическую воспитанность.

Экономическое сознание - целостное духовное образование, определяемое развитием экономических институтов, состоянием экономической науки и образования. Сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Оно связано с формами обмена, распределения и потребления, отражает совокупность процессов и явлений экономической действительности, обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращая каждого человека в активного творческого участника производственного процесса. В условиях экономической реформы, совершенствования производственных отношений формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным [5].

Важность экономического воспитания высока, так как мы живем в мире, который развивается с невероятной скоростью и полностью зависит от экономики и ее состояния. Стоит отметить, что рыночная экономика, к которой стремится наше государство, ставит в основу экономическую и социально-независимую личность, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи. Поэтому знание основ, процессов, происходящих внутри экономики, умение разбираться в понятийном аппарате, столь необходимом для ориентации в современном рыночном мире определяют тот фундамент, с которым подросток выйдет в незнакомый ему экономический мир.

Именно в  подростковом возрасте закладывается характер и черты личности: честность, бережливость, предприимчивость, уважение и принятие ценностей семьи и общества, способность к рациональной организации собственной деятельности. Формирование у подростков начальных экономических представлений способствует развитию социально-активной личности, соответствующей изменяющимся современным экономическим процессам, способной самостоятельно и творчески принимать экономические решения.

Занимаясь экономическим воспитанием подростков, мы расширяем их экономическое сознание - важнейшую составную часть научного мировоззрения. Оно обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого человека в активного творческого участника производственного процесса. А в условиях экономической реформы, совершенствование производственных отношений, формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным [3].

При этом единственным источником экономических знаний становится школьный предмет "Обществознания". В настоящее время в школьном курсе обществознания, на изучение экономической сферы жизни общества предусмотрено разное количество часов, в зависимости от профильности школы (класса), от учебной программы. Но независимо от выбранного курса, федеральный государственный стандарт (основного) общего образования конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

В целом школьный курс «Обществознания» рассчитан на 170 учебных часов. При этом в нём предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. На изучение экономической сферы жизни общества отводится разное количество часов, так например, в шестом классе в водном курсе обществознания из 34 учебных часов, ни одного раздела не посвящается экономической сфере. В частности, учащиеся впервые знакомятся с такими понятиями как - экономика, деньги, рынок, изучают участников экономических отношений в 7-8 классах. В курсе «обществознания» 8 класса содержательная линия экономических аспектов образовательной программы становится более полной, здесь уже предполагается рассмотрение таких тем как потребности и ресурсы, типы экономических систем, налоговая система, государственный бюджет и т.д. В 9 классе экономическая сфера жизни общества представляется учащимся как более сложная система, отсюда в изучении основных экономических вопросов прослеживается увеличение доли их освещенности в содержательном плане, раскрываются механизмы функционирования рыночной экономики в современной России и впервые обращается внимание на международную экономику. Именно поэтому уроки "Обществознания" не могут дать глубоких и основательных знаний, которые бы давались на уроках "Экономики" в силу поверхностности предмета и нехватки полноценных часов.

В старших классах экономическое воспитание на уроках обществознания по экономическим темам еще сильнее сужается из-за увеличения объема и сложности изучаемого материала, как доказывает современная программа курса обществознания, поэтому все большее значение имеют разнообразные формы и методы проведения занятий во внеурочное время. Главной целью экономического воспитания во внеурочной деятельности является создание педагогических условий развивающей среды для экономического воспитания учащихся в сфере экономики.

Фундамент экономического воспитания подростков заключается в адаптации современной молодежи к социально-экономическим условиям, в которых они находятся и умению не только принимать данные условия, но и использовать их для собственной реализации и саморазвития. Таким образом целью экономического воспитания становится не просто обучение подростков основам экономики, но и изучение абсолютно всех аспектов экономического взаимодействия, с которыми они могут столкнуться.

Следует отметить, что формирование экономических знаний у подростков связано с экономическими представлениями их родителей, и важно не столько, какие знания, установки передаются, но и то, как они передаются, а именно процесс экономического воспитания подростка. Данный процесс передачи данных является самым несовершенным, так как обычно знания и установки, которыми владеют родители искажены информацией, которую они постоянно получают в СМИ. Именно поэтому у подростка складывается неправильное понимание реальной экономической ситуации, так как не владея совершенно никакими экономическими представлениями, он полностью полагается на мнение окружающих людей. А в соответствии с этим получает неправильную экономическую картину мира.

Основная цель экономического воспитания - раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения, формируются как личность [2, с. 685].

Объект исследования: процесс формирования экономической воспитанности у подростков.

Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования экономической воспитанности у подростков.

Основными задачами экономического воспитания в организации внеурочной деятельности являются:

  1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  2. Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере (экономики) внеурочной деятельности;
  3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  5. Создание условий для реализации знаний, умений и навыков;
  6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  7. Расширение рамок общения с социумом [4].

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ научной психолого-педагогической, методической и экономической литературы по теме исследования, синтез, обобщение,  метод описания, сравнение;
  • эмпирические : педагогический эксперимент, тестирование;
  • методы обработка данных (количественный и качественный анализ).

Экономическое воспитание, в школе осуществляемое на внеурочных занятиях, обеспечивает повторение учащимися и закрепление через разнообразные формы и методы ранее изученных тем в курсе обществознания, развитие опыта неформального общения, выявление склонностей к развитию собственного воображения, создание условий для реализации знаний, умений и навыков. Оно позволяет подростку овладеть полной картиной мира, иметь собственное мнение на экономические процессы происходящие в обществе, а главное уметь разбираться в достоверности информации и не быть жертвой ситуации. Подросток учится владеть личными финансами, узнает способы их накопления, стремится к достойной жизни, любви к труду и саморазвитию.

Таким образом, мы понимаем необходимость и важность целенаправленного процесса экономического воспитания. Сейчас для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит самосовершенствоваться. Именно поэтому часто задаются вопросы о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, о том, как школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, способствовать формированию новой экономической культуры и развитию умения пользоваться инструментами экономического выбора, а также знакомить с миром перспективных профессий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.- Изд. ЛГУ, 1968. - 170 с.
  2. Володина, М.Б. Формирование экономических представлений у подростков / М. Б. Володина // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 684-685.
  3. Главатских, К.В. Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы / К.В. Главатских // Вестник Урмуртского университета. Сер. 3, Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2011. - №. 2. - С. 124-128.
  4. Журавлев, А.Л. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентации личности) / А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - №2. - С. 59-81.
  5. Соколова, Г.Н. Экономическая социология. - Минск: Изд-во “Вышэйшая школа, 2013. - 32 с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Ахметшина А.И. АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 3.; URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-3/article-16/ (дата обращения: 16.09.2024).