12+

Международный вестник фундаментальных исследований
ЭЛ № ФС 77 - 75775 | ISSN: 2686-9551
О выпуске
УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КОМПАНИИ
Шилин Д.В.1
Сиганьков А.А.1
1МИРЭА – Российский технологический университет

Актуальность статьи состоит в том, что в нынешней экономике конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту способен гарантировать только лишь эффективное управление движением активов компании, как оборотных, так и внеоборотных. Ведь основной капитал обязан осуществлять прибыль, иначе хозяйствующий субъект станет банкротом.

От обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня применения в значительной степени зависит эффективность функционирования и финансовая устойчивость компаний. По этой причине в систему управления оборотными активами наравне с планированием, нормированием и учетом вступает постоянный анализ их состава, динамики, соответствия потребностям текущей производственно-хозяйственной деятельности. К оборотным активам принадлежат финансовые ресурсы,  кроме этого те виды активов, которые будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее, чем через год: свободно реализуемые ценные бумаги, счета дебиторов, товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов.

Предоставление эффективности использования внеоборотных активов потребует непрерывного управления, которое исполняется в различных формах. Ко внеоборотным активам принадлежат активы с длительностью использования более одного года: долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы, основные средства, прочие долгосрочные активы. Управление активами компании считается одним из более важныъ функциональных направлений системы менеджмента, который непосредственно связан с другими системами управления компании.

Активы предприятия предполагают регулируемые экономические ресурсы, сформированные из-за инвестированного в них капитала. Они характеризуются определенной стоимостью, производительностью и возможностью получать доход. Непрерывное их обращение в ходе применения сопряжен с факторами времени, риска и ликвидности.

Активы предприятия классифицируются согласно основным признакам. Согласно форме функционирования, акцентируют внимание на три основных вида активов: материальные, нематериальные и финансовые (табл. 1).

Таблица 1.

Основные виды активов [1]

Виды активов

Характеристика

Материальные активы

определяют материальные ценности компании, никак не обладающие формы, однако принимающие участие в хозяйственной деятельности и возможность получении прибыли

Нематериальные активы

определяют материальные ценности компании, никак не обладающие формы, однако принимающие участие в хозяйственной деятельности и возможность получении прибыли

Финансовые активы

определяют материальные ценности компании в форме наличных денежных средств, денежных и финан­совых инструментов, которые принадлежат предприятию

 

В соответствии участия активов в хозяйственном процессе с по­зиций особенностей их оборота они разделяются на два ключевых вида: оборотные и внеоборотные (табл. 2).

Таблица 2.

Оборотные и внеоборотные активы [1]

Виды активов

Характеристика

Оборотные активы

определяют комплекс материальных ценностей предприятия, обслуживающих нынешнюю про­изводственно-коммерческую деятельность компании и полностью употребляемых на протяжении одного цикла. В практике учета к ним приписывают материальные ценности (активы) абсолютно всех видов со сроком применения до одного года

Внеоборотные активы

Определяют комплекс материальных ценностей компании, неоднократно участвующих в ходе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним приписывают материальные ценности (активы) абсолютно всех видов со сро­ком применения более одного года

 

В соответствии участия активов в разных видах деятельности компании они разделяются на два основных вида: операци­онные и инвестиционные (табл. 3).

Таблица 3.

Операционные и инвестиционные активы [2]

Виды активов

Характеристика

Операционные активы

предполагают собой комплекс материальных ценностей, напрямую применяемых в операцион­ной деятельности компании с целью извлечения операционной при­были

Инвестиционные активы

Определяют комплекс материальных ценностей компании, связанных с реализацией его инвестиционной деятельности

 

В соответствии финансовых источников формирования активов акцентируют внимание на следующие виды: валовые и чистые (табл. 4).

Таблица 4.

Финансовые источники активов [3]

Виды активов

Характеристика

Валовые активы

предполагают собою целый комплекс материальных ценностей компании, сформированных из-за собственного и заемного капитала

Чистые активы 

определяют стоимостную совокупность материальных ценностей компании, сформированных только за счет собственного его капитала

 

В соответствии владения активами компании они разделя­ются на собственные, арендуемые и безвозмездно используемые активы (табл. 5).

Таблица 5.

Активы владеющею компанией [2]

Виды активов

Характеристика

Собственные активы 

Определяют материальные ценности компании, относящиеся ему на правах собственности, находя­щиеся в непрерывном его владении и отражаемые в составе его балан­са. В практике учета к данной группе принадлежат активы, полученные компанией на правах финансового лизинга

Арендуемые активы

Определяют материальные ценности компании, привлеченные им с целью реализации хозяйственной деятельности на правах аренды

Безвозмездно используемые активы

Определяют материальные ценности, переданные компании с целью временного хозяй­ственного применения на безвозмездной основе иными субъектами хозяйствования

 

В соответствии агрегированности активов в виде объекта управления они разделяются: на индивидуальные, отдельные группы и совокупный их комплекс (табл. 6).

Таблица 6.

Агрегированность активов в виде объекта управления [2]

Виды активов

Характеристика

Индивидуальный актив

определяет тип материальных ценностей, который считается единичным, наименьшей степени детализированным объектом хозяйственного управления

Группа активов 

определяет долю материальных ценнос­тей, которые считаются объектом комплексного функционального управ­ления, организуемого на единых принципах и подчиненных единой фи­нансовой политике. Уровень агрегированности подобных групп активов — объектов функционального управле­ния — компания определяет самостоятельно

Совокупный комплекс активов предприятия

определяет единый их состав, применяемый компанией. Подобный комплекс активов компании характеризуется термином «целостный имуще­ственный комплекс», который обуславливается как хозяйственный объект с завершенным циклом производства и реализации продукции, оценка активов и управление ими исполняется в комплексе

 

По степени ликвидности активы компании разделяются на следующие виды (табл. 7):

Таблица 7.

Активы ликвидности компании [3]

Виды активов

Характеристика

Активы в абсолютно ликвидной форме

Определяющие материальные ценности компании, никак не требующие осуществления и представляющие собой готовые средства платежа

Высоколиквидные активы

определяющую категорию материальных  ценностей компании, которая моментально способна конверсиро­ваться в валюту, без значительных издержек собственной текущей рыночной стоимости с целью оперативного предоставления платежей согласно нынешним финансовым обязанностям

Среднеликвидные активы

определяющие категорию материальных ценностей компании, которые способны конверсирова­ть в валюту без значительных издержек собственной рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев

Низколиквидные активы

показывающие категорию материальных ценностей компании, которые способны конверсированы в валюту без значительных издержек собственной рыночной стоимости лишь по истечении существенного срока (от полугода и выше)

Неликвидные активы

определяющие отражаемые в балан­се определенные виды материальных ценностей компании, маловероятно которые самостоятельно не реализуются

 

По степени применения сформированных активов в нынешней хозяйственной деятельности компании, разделяются на используемые и неиспользуемые (табл. 8).

Таблица 8.

Формирование активов в нынешней хозяйственной деятельности компании [4]

Виды активов

Характеристика

Используемые активы 

определяет эту часть материальных ценностей компании, которая в свою очередь берет на себя прямое участие в операционном или инвестиционном процессе компании, обеспе­чивая формирование ей прибыли

 

Неиспользуемые активы

определяет эту часть материальных ценностей, компании, которые, находясь сформированными на предыдущих стадиях хозяйственной деятельности, не принимают в ней участий в настоящее время в силу разных объективных и субъективных причин

 

В соответствии нахождения активов по отношению к предприятию выделяют внутренние и внешние их виды (табл. 9).

Таблица 9.

Внутренние и внешние активы [4]

Виды активов

Характеристика

Внутренние активы 

Определяют материальные ценности компании, находящиеся непременно на его территории

Внешние активы 

определяют материальные ценности компании, находящиеся за пределами у иных субъектов хозяйствования

 

Невзирая на достаточно существенный перечень осмотренных классификационных признаков, он не отражает всего разнообразия видов активов компании, применяемых в научной терминологии и практике финансового менеджмента.

С позиций финансового менеджмента классификация оборотных активов строится по следующим основным видам (рис. 1).

 

Классификация оборотных активов предприятия по основным признакам

Рисунок 1. Классификация оборотных активов предприятия по основным признакам

 

Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов – вид оборотных активов, определяющий объем входящих материальных потоков в форме резервов, которые обеспечивают производственную деятельность компании [4].

Запасы готовой продукции определяют объем выходящих материальных потоков в форме запасов произведенной продукции, назначенной для реализации.

Текущая дебиторская задолженность определяет сумму задолженности в пользу компании, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т. п.

К денежным активам причисляют не только лишь фрагменты денежных средств в национальной и иностранной валюте, но и краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, легко конверсируемые в денежные средства и характеризующиеся небольшим риском изменения стоимости [5].

Размер остатка денежных активов, которым оперирует компания в ходе хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности, оказывает большое влияние на размер капитала, инвестируемого в оборотные активы, определяет его инвестиционные способности. [5]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бланк И.А. Управление активом и капиталом предприятия // Ника-центр, Эльга. – 2015. - № 31. – 351с.
  2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебный курс / Бланк И.А. – К.: Ника-Центр, 2016. – 509 с.
  3. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: изд. дом "Дашков и Ко", 2015- 241 с.
  4. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой – М.: Изд-во Перспектива, 2014. – 331 с.
  5. Управление активами предприятия [Электронный ресурс]. – URL: https://kakzarabativat.ru/investirovanie/upravlenie-aktivami (дата обращения: 16.02.2019).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Шилин Д.В., Сиганьков А.А. УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КОМПАНИИ // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 3.; URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-3/article-18/ (дата обращения: 16.09.2024).