Экологические аспекты всё больше учитываются при разработке стратегий развития во многих странах. Основная цель инновационного технологического развития должна учитывать, как необходимость сохранения окружающей среды и интересы будущих поколений человечества, так и интересы нынешних поколений, необходимость обеспечения их благосостояния. В свою очередь состояние окружающей среды само по себе является важным фактором, определяющим благосостояние и качество жизни населения [3]. Поскольку взаимосвязь экологии и экономики совершенно очевидна, в настоящее время требуется разработка национальной политики в соответствии с требованиями экологической безопасности с созданием эффективной нормативно-правовой базы, обеспечивающей законодательные основы и требования развития «зеленой» экономики, и в том числе реализации эколого-затратных программ [5].
Перспективы развития мировой экономики до 2050 года и до конца XXI века связаны с переходом на траекторию «зеленого роста» и формированием «зеленой экономики», важными чертами которой являются эффективное использование природных ресурсов, уменьшение загрязнения и низкие выбросы парниковых газов, радикальное повышение энергоэффективности, рост доходов и занятости населения, предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия, а также сохранение и увеличение природного капитала.
Природный капитал является основным объектом «зеленой экономики», Природный капитал обеспечивает выполнение четырех функций: 1) ресурсная (обеспечение природными ресурсами производства); 2) экологическая (регулирование климата и водного режима, ассимиляция загрязнений и т.д.); 3) регулирующая (услуги природы, связанные с эстетическими, моральными, культурными и историческими аспектами, своего рода «духовные» экологические услуги); 4) природоохранная и здоровьесберегающая (обеспечение сохранения здоровья человека и окружающей среды) [6].
Возникает вопрос: как оценить природный капитал? Рынок как таковой не способен оценить его комплексно и адекватно. Более или менее адекватно возможно оценить только экономические ресурсы, непосредственно задействованные в хозяйственном обороте. Следовательно, природа как целостная система, и ухудшение ее состояния, не получают должной денежной оценки.
Проводятся попытки преобразования системы национальных счетов с учетом расходования и воспроизводства природного потенциала, расчеты разнообразных индексов уровня жизни в стране, учитывающих не только душевой валовый внутренний продукт (ВВП), но и экологическую обстановку [3]. По экспертным оценкам, ежегодно потери ВВП России, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ним экономическими факторами, составляют 4–6%, а с учетом ущерба здоровью людей могут достигать 10–15% ВВП [6].
Однако на практике экологические внешние эффекты не поддаются полной интернализации на рыночной основе, то есть нанесенный ущерб никогда не будет полностью оценен и компенсирован, в основном из-за большого количества пострадавших сторон, высоких транзакционных затрат на их выявление и оценку ущерба. Особенно затрудняется оценка негативных внешних эффектов тем, что «пострадавшей стороной» зачастую выступают будущие поколения [3].
Всё это привело к необходимости научного осмысления проблемы ресурсных ограничений и поиску новых моделей экономического развития, позволяющих сохранить (и в перспективе увеличить) достигнутые темпы экономического роста при одновременном снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду до уровня, обеспечивающего ее самовосстановление.
Новая волна технологических изменений резко усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивает многие традиционные факторы роста [4]. При этом «зеленая экономика» – это новый глобальный курс инновационного антикризисного развития для мировой экономики.
Формирование экологического рынка в разных регионах мира происходит неравномерно. Лидерами экологического производства выступают США, Япония, ЕС (лидируют Германия, Бельгия, Дания, Франция). Набирают темпы роста и экологические рынки в развивающихся странах, где лидируют Китай, Индия и Бразилия.
Термин «зеленая» экономика был впервые введен в научный оборот в 1989 году в докладе, подготовленном группой ведущих экономистов для правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Позже, в 2008–2009 годах, в период разгара мирового кризиса и глобальной рецессии это понятие стало широко использоваться в рамках системы ООН. В 2009 году Программой ООН по окружающей среде (UNEP) был опубликован аналитический доклад «Новый зеленый курс», где были предложены меры по стимулированию инвестиций в «зеленые» или экологически чистые технологии в промышленности и инфраструктуре. UNEP начала отстаивать идею «зеленого» стимулирования и определила конкретные сферы, где крупномасштабные государственные инвестиции могут дать толчок для развития «зеленой» экономики [1].
Одновременно с внедрением понятия «зеленая экономика» в последнее время часто используются сопутствующие ей термины, такие как «зеленые технологии», «зеленые инвестиции», «зеленый рост» и ряд других [6].
Под экологическими инновациями понимается особый тип инноваций, позволяющих добиться снижения ресурсоемкости производства и элиминирования негативных экологических эффектов на любой стадии жизненного цикла продукции и услуг [4].
«Зеленые технологии» охватывают все сферы экономики и внедряются во всю цепочку деятельности компаний, включая, помимо производства, потребление, менеджмент и методы организации производства.
Аналогично общепринятой классификации обычных инноваций, широко распространено деление экологических инноваций на соответствующие классы [4]:
- Процессные экологические инновации - усовершенствованные производственные технологии, при использовании которых достигается снижение негативных экологических эффектов, создаваемых в процессе производства продукции и услуг (энергосберегающие технологии, технологии возобновляемой энергетики, технологии повторной переработки ресурсов, технологии зеленого строительства и др.).
- Продуктовые экологические инновации - новые товары и услуги, использование которых приводит к снижению (по сравнению с использованием конкурирующих товаров и услуг) негативных экологических эффектов: ресурсосберегающие (в том числе энергосберегающие) устройства и транспортные средства, технологии пассивный дом и др.
- Организационные экологические инновации - системы экологического менеджмента (СЭМ).
- Маркетинговые экологические инновации - информационно-пропагандистские кампании, направленные на повышения уровня экологического самосознания населения и формирование более экологически дружественных паттернов потребительского поведения.
Наиболее перспективными процессными экологическими инновациями являются наилучшие доступные технологии (НДТ), при этом важно провести тщательный анализ новых технологий и возможных последствий их использования.
Согласно зарубежным докладам, внедрение НДТ способствует развитию инновационных технологий, «перетоку» капитала из ресурсоемких отраслей в отрасли «зеленой» сферы экономики [5].
Возможность оценивать уровень развития процессных экологических инноваций с помощью показателя внедрения наилучших доступных технологий пока что ограничена неполнотой и слишком длительным периодом актуализации справочников по НДТ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» актуализация справочников проводится не реже чем один раз в 10 лет на основании анализа, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта.
Кроме того, разработанные справочники НДТ в основном охватывают наиболее экологически «грязные» виды производств, и мало пригодны для менее «грязных».
К тому же довольно сложным вопросом в настоящее время является оценка уровня развития и определение драйверов диффузии процессных экологических инноваций [4].
Определяющее значение для формирования спроса на экологически ориентированную модернизацию имеет принятие 21 июля 2014 года Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон создает правовые условия для реализации комплекса мер по экологической модернизации производства на базе системного внедрения в основных отраслях наилучших доступных (то есть ориентированных на инновационные подходы) технологий. Согласно статье 1 данного закона, «наилучшая доступная технология представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг и определяется на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения» [5].
Согласно Методическим рекомендациям по определению технологии в качестве наилучшей доступной, утвержденным Приказом Минпромторга РФ № 665 от 31.03.2015 года в качестве критерия выступает оценка экономической эффективности внедрения и эксплуатации и период внедрения. Данный нормативный акт рекомендует использование двух подходов: анализ затрат и выгод (метод CBA) и анализ эффективности затрат, как отношение годовых затрат к объему сокращения эмиссий вредных веществ.
Экологическая составляющая затрат по проектам представляет собой разницу между суммой затрат на проект, не дающий природоохранных результатов и аналогичный проект с такими преимуществами.
Федеральным законом № 219 определены льготные механизмы, стимулирующие внедрение экологической модернизации, а именно [2]:
- зачет платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет инвестиций;
- пониженные коэффициенты для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов для организаций, осуществляющих утилизацию образующихся отходов;
- возмещение процентной ставки по инвестиционному кредиту в счет налога на прибыль;
- ускоренная амортизация оборудования НДТ.
Но и здесь есть проблемы, в частности, суммы зачета платежей несоизмеримы со стоимостью модернизации и требуют значительных финансовых вливаний, что в конечном итоге спровоцирует рост стоимости продукции.
В условиях усиливающейся глобальной конкуренции без эффективной модернизации невозможна даже реализация потенциала догоняющего развития на основе технологической имитации, не говоря уже о переходе в новый технологический уклад.
Новый технологический уклад – это ресурсоэффективная, «зеленая», низкоуглеродная экономика, базирующаяся на экологических инновациях и информатизации. Новый технологический уклад основывается на интеграции информационных и «зеленых» технологий, росте использования возобновляемых ресурсов и источников энергии, преобразовании зданий в источники и хранилища электроэнергии и тепла, развитии «умных сетей», «интернета вещей», автоматизации движения транспортных средств и их переводе на альтернативные (в том числе возобновляемые) источники энергии, включая перевод автомобилей на электроэнергию и топливные элементы, наряду с развитием мало- и безотходных технологий [6].