Введение
Настоящее время характеризуется очень высокими темпами изменений экономической ситуации: стремительно развиваются технологии, появляются принципиально новые идеи и подходы, постоянно происходят резкие сдвиги на международной арене политических отношений.
Это чрезвычайно затрудняет процессы оценки рисков в бизнесе и прогнозирования событий, и делает всё более актуальной методологию теории «Чёрного лебедя».
Данный термин ввел в обиход экономист Нассим Николас Талеб [1].
Сегодня его теория уже широко известна и популярна. «Чёрный лебедь» – это непрогнозируемое событие, которое значительно влияет на ситуацию, принципиально меняя правила игры и делая бессмысленными все предшествующие планы и оценки. Это может быть война, обширный природный катаклизм, внезапное решение какого-либо крупного национального банка изменить курс валюты, новое открытие, позволяющее осуществить технологический прорыв и т. д.
И, тем не менее, к появлению «Чёрного лебеди» можно подготовиться и получить от этого существенную выгоду. Так, Нассим Талеб, предполагая вероятность финансового кризиса, организовал специальный хедж-фонд, делающий ставку на то, что глубокий кризис рано или поздно произойдёт.
В этой связи задачами настоящего исследования является анализ примеров «Чёрного лебедя» в истории ХХI века и выявление существования каких-либо сигналов, индикаторов его «прилёта».
Для решения поставленных в работе задач рассмотрим наиболее яркие ситуации, иллюстрирующие теорию «Черного лебедя».
В частности, к ним относятся так называемые «экономические пузыри», как глобального, так и локального характера. В категорию глобальных экономических пузырей попадают, например, пузырь доткомов (1996-2000 гг.), пузырь на рынке ипотечного кредитования в США (2007 г.) и криптовалютный бум (2017 г.), а в категорию локальных – сумасшедший спрос на амулеты «Ятукам» в Таиланде (2006 г.).
Анализ показал, что в каждом из вышеприведенных случаев соблюдаются признаки «Черного лебедя»: абсолютная неожиданность события на момент его возникновения и его объяснимость пост-фактум.
Это логически обусловлено множеством точек пересечения между характеристиками «Черного лебедя» и экономического пузыря. К таковым относится, прежде всего, высокая волатильность активов, которая зависит от множества незначительных и сложно предсказуемых факторов, в том числе, и отмнения одного человека. Значимость последнего особенно повышается в современное время в связи с нарастающей цифровизацией всех отраслей деятельности. Так, после сообщения М.Кьюбана в Twitter о том, что биткоин является пузырем, криптовалюта упала сразу на 5% и впоследствие эта тенденция сохранилась [2]. Другим примером является снижение капитализации материнской компании Snapchat на 1,5 млрд. долларов (7%) в следствии одного поста в Twitter популярной американской модели Кайли Дженнер [3].
Причиной классической «чернолебяжьей» ситуации могут послужить стихийные бедствия. Так, 11 марта 2011 года в Японии произошло крупное землетрясение, из-за которого случилась череда аварий на различных предприятиях, в т.ч. на АЭС в г. Фукусима [4]. В результате всех этих событий индекс Японской фондовой биржи Nikkei225 обвалился на 18%. Также можно вспомнить и «урановый кризис» 2007 года, когда затопление крупнейшего месторождения урана CigarLake в Саскачеване (Канада) привело к резкому росту цен на уран во всем мире [5].
Отметим, что и в этих примерах прослеживаются классические черты «Черного лебедя»: неожиданность, кажущаяся непредсказуемость и глобальные последствия.
Третьей из наиболее частых причин возникновения «Черных лебедей» является политика. Политические решения зачастую касаются каждого жителя государства, а с учетом всемирной глобализации – и каждого жителя Земли. В то же время, именно в политике чрезвычайно высоко значение человеческого фактора, известного своей непредсказуемостью.
После революции в Ливии в 2011 году в обстановке крайней политической нестабильности уровень добычи нефти упал до 30-ти летнего минимума, что резко отразилось на уровне жизни в стране, где доходы от нефтегазового сектора составляют около 70% годового бюджета. Названные события не прошли бесследно и для зарубежных компаний, к примеру, российская "Татнефть" оценила свои потери в Ливии в $100 млн [6].
Говоря о Черном лебеде в России, нельзя не упомянуть санкции против России в связи с присоединением Крыма. Последствиями санкций для России стало недополучение экономикой страны порядка $160 млрд, что послужило одной из причин стремительной девальвации рубля в 2014 году (по данным ВШЭ и агентства Bloomberg) [7]. В свою очередь, ответные меры со стороны России оказались совершенно неожиданными для сельскохозяйственных производителей Европы, что привело их к существенному ущербу. Так, в Италии к августу 2017 года экспорт страны потерял до 12 млрд евро и 200 тыс. рабочих мест [8].
Отчасти к политическим причинам ситуации «Черного лебедя» можно отнести внезапные решения банковских структур. Примером является решение Швейцарского национального банка (ШНБ) 06.01.2015 отказаться от лимитирования курса национальной валюты, что для мировых финансовых рынков было полной неожиданностью.
Основным выводом автора теории «Черного лебедя» является бессмысленность составления долгосрочных прогнозов в сегодняшнем нестабильном мире [1].
Цель и методы исследования
Цель работы – разработка предиктивного алгоритма защиты бизнеса от посткризисных эффектов.
В качестве основного метода в настоящем исследовании был использован системный анализ с привлечением статистического материала для оценки негативных последствий экономических кризисов на примере отдельного предприятия г. Самары.
Основная часть
При всей кажущейся непредсказуемости вышеприведенных событий внезапного наступления кризисных явлений, анализируя их по прошествии времени, можно отметить наличие определенных сигналов, меток, которые свидетельствовали об их возможности. Для стихийных бедствий это изменения сейсмоактивности и других показателей погоды, для политических решений – это характерологические особенности и интересы основных игроков на политической арене, для ситуаций резких изменений на экономических и финансовых рынках – сдвиги вероятностей.
На мониторинге изменения вероятностей построены существующие инструменты предсказания «Черного лебедя».
В частности существует стратегия «Черный лебедь», рассчитывающая вероятность наступления событий на основе статистических и математических методов. По версии разработчиков стратегия принесла своим подписчикам в 2014 году доход 120% благодаря своевременному открытию длинной позиции по бумагам ОАО "Сбербанк" [9].
Для фондовых рынков разработан индекс асимметрии (CBOE Skew), получивший прозвище «Индекс черного лебедя» [10]. Метод расчета индекса CBOE Skew заключается в выявлении «риска выброса доходов по двум и более стандартным отклонениям ниже выборочного среднего». Индекс меняется в диапазоне от 100 до 150, 100 – это стабильное состояние, 150 - максимальный риск состоянию рынка.
Известно также о «Советнике Swan_3MA_Dual_N2.05», основанном на мартингейле.
Но все эти стратегии учета индикаторов наступления «Черного лебедя» работают не на 100% и, в основном, для частных трейдеров. А для предпринимателей важнее не постоянный контроль вероятностей, а минимизация ущерба при свершившемся событии и готовность к получению прибыли.
Для того, чтобы при наступлении события, неблагоприятного для фирмы, не разориться или не понести огромный ущерб, а минимизировать его до той величины, которая не будет критична для компании, при этом, еще и извлечь некоторую пользу из события, существует стратегия «антихрупкости», также разработанная Н. Талебом. Антихрупкость – совсем не то, что эластичность, гибкость или неуязвимость. Гибкое либо эластичное противостоит встряске и остается прежним; антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего. Таким образом, если происходит ситуация, потенциально опасная для организации, мы, во-первых, делаем все возможное, чтобы компания пережила кризис, а во-вторых, извлекаем из этого кризиса уроки, дабы впоследствии стать более устойчивыми к данному типу рисков. Следование данной стратегии можно сравнить с некой «прививкой» для организации. Это и есть антихрупкость.
Рассмотрим это явление на примере конкретной организации ООО «Нефтемашсервис».
Организация была зарегистрирована в 2003 году. Основным видом ее деятельности является торговля оптовая неспециализированная [11].
ООО «ППО «Нефтемашсервис» выступает официальным дилером ООО «Лигас», основным видом деятельности которой является торговля оптовая лакокрасочными материалами итальянской фирмы RENNER. С момента создания компании основную долю доходов (70-80%) обеспечивала именно продажа лакокрасочных изделий. Однако, в 2015 г. произошел спад экономических показателей (Табл. 1).
Это падение объяснимо тем, что в 2015 году компания впервые столкнулась с последствиями Черного лебедя, в роли которого выступили неожиданные антироссийские санкции в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины. В результате произошла резкая девальвация рубля: стоимость доллара выросла с 32,66 рубля на 1 января 2014 г. до 72,93 на 1 января 2016 года [12].
Это привело к тому, что в 2015 году покупательская способность оптовых потребителей и индивидуальных покупателей значительно снизилась и приоритетной характеристикой товара стала его цена. При этом, предлагаемые лакокрасочные материалы, имея очень высокое качество, стоят не дешево, а руководство компании не имеет возможности снизить чистую реализационную стоимость, поскольку продукция приобретается по фиксированным ценам производителя в евро.
В ответ на это, в конце 2016 года компания провела расширение продаваемого ассортимента товаров и оказываемых услуг, добавив в номенклатуру больше позиций товаров отечественных производителей, упрочив тем самым свое положение в данном сегменте рынка. Помимо ООО «Лигас», основными поставщиками лакокрасочных материалов стали ООО «ДВК» и ООО «Ариконтрейд». В целом, они обеспечивают около 80 % закупленных материалов.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности
ООО «ППО «Нефтемашсервис» [13]
№ п/п |
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп прироста, % |
||
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
||||||
1 |
Выручка, тыс. руб. |
67372 |
54342 |
55566 |
58555 |
-19,4 |
2,3 |
5,4 |
2 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
59688 |
51063 |
53931 |
54387 |
-14,5 |
5,6 |
0,9 |
3 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
7684 |
3279 |
1635 |
4168 |
-57,3 |
-50,1 |
154,9 |
4 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
7572 |
3150 |
1555 |
4090 |
-58,4 |
-50,6 |
163,0 |
5 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
7684 |
3279 |
1635 |
4168 |
-57,3 |
-50,1 |
154,9 |
6 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
6260 |
2836 |
1455 |
3507 |
-54,7 |
-48,7 |
141,0 |
Своевременное применение стратегии антихрупкости позволило рассматриваемой фирме не только пережить кризис, но и извлечь из него уроки, повысив свою устойчивость к данному типу рисков.
В 2016 году практически по всем названным показателям спад затормозился, некоторые показатели приобрели позитивную тенденцию, например, выручка увеличилась на 2,3 %, несмотря на дальнейшее падение курса рубля.
В 2017 году выручка ООО «ППО «Нефтемашсервис» составила 58 555 тыс. руб., что на 5,4 % больше, чем в 2016 году. Чистая прибыль достигла 3 507 тыс. руб., что превышает показатель 2016 года в 2,4 раза. Рентабельность продаж возросла с 3,5 % до 28,8 %. В настоящее время уровень платежеспособности вновь вырос, и это обусловило дальнейший рост продаж товаров ООО «ППО «Нефтемашсервис».
В период прохождения учебной практики в ООО «ППО «Нефтемашсервис» руководством фирмы перед автором данной работы была поставлена задача анализа степени устойчивости компании на рынке и возможностей противостоять новым Черным лебедям.
Анализ показал, что основную долю прибыли приносят оптовые покупатели: организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие их для дальнейшего использования в процессе производства или перераспределения. В основном (около 75 % от числа всех продаж) это мебельные производства Самарской области. Для этих клиентов принципиально важно качество готового изделия и надежность партнерских отношений, поэтому первым предложением было повышение лояльности клиентов за счет постпродажного сервиса. Это было достигнуто за счет введения дополнительных услуг, в частности по индивидуальному изготовлению краски требуемого оттенка, выезду специалистов компании непосредственно на место производства для корректировки технологических процессов и т.д.
Вторым предложением, учитывая негативный опыт 2015 года, явилась диверсификация номенклатуры товаров, которая признана одним из наиболее эффективных методов повышения антихрупкости. В итоге, в настоящее время к ассортименту ООО «ППО «Нефтемашсервис» добавились следующие позиции: автомобильные детали, узлы и принадлежности; деревянные строительные конструкции; столярные изделия.
Также было предложено увеличить массовую долю розничных потребителей товаров. Решение этой задачи потребует создания собственного сайта, усиления рекламной активности и организации розничных продаж, в том числе обучения сотрудников фронт-офиса, т.е. менеджеров и продавцов, непосредственно контактирующих с покупателями.
Заключение
Анализ причин наступления экономических кризисов доказывает возможность и все большую вероятность непрогнозируемых заранее ситуаций, соответствующих теории «Черного лебедя». Несмотря на их непредсказуемость, существуют способы защиты бизнеса от неблагоприятных посткризисных экономических эффектов.
На примере отдельного предприятия г. Самары разработан алгоритм использования стратегии «антихрупкости» для повышения устойчивости позиций на рынке и сохранении конкурентоспособности.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для придания предприятию «антихрупкости», необходимо не просчитывать с филигранной точностью все возможные риски, а напротив, понять, что невозможно предугадать все негативные события, и принимать меры по улучшению позиций предприятия на рынке без учета конкретики рисков. Если «Черный лебедь» все же «взмахнёт своими крыльями» (а он это сделает с большой долей вероятности), то наше предприятие не будет вынуждено срочно пытаться нивелировать последствия прежними методами, а, учась на своих ошибках и минимизируя возможный ущерб, стремиться выйти на докризисный уровень прибыли и превзойти его.