12+

Международный вестник фундаментальных исследований
ЭЛ № ФС 77 - 75775 | ISSN: 2686-9551
О выпуске
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИПОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Чаплыгин В.В.1
Жолобова О.И.1
1Астраханский государственный технический университет

В статье рассматривается вопрос автоматизации бизнес-процессов малого предприятия. Обозначена проблематика выбора из существующих на рынке типовых информационных систем под конкретные задачи предприятия. В статье предлагается метод доработки типового решения для компании, ориентированный на задачи планирования производства, отталкиваясь от реальных возможностей предприятия малого бизнеса, не противоречащий основной политике. Представлен сравнительный анализ объектов двух решений и модель «TO-BE» имеющегося типового решения. Выявлены основные проблемы планирования производства, представлены базовые возможности двух типовых решений.

В современном мире остро стоит вопрос об эффективном управлении производством, в котором ответом на данный вопрос, является высокий финансовый результат при достижении минимизации издержек. Трудно представить предприятие, в котором при решении подобных задач не использовалась бы информационная система.

В целом процесс производства можно разделить на модули, одним из которых является модуль планирования. Планирование производства – это один из основных механизмов принятия управленческих решений, который подразумевает: определение базовых целей и задач производства на планируемый период времени, верное управление имеющимися ресурсами, совместная работа с другими службами предприятия в части определения тенденций и направлений производства, выработка стандартов и регламентов основных производственных позиций деятельности предприятия, не конфликтующих с политикой минимизации издержек. «Планирование производства направлено на достижение объемных (количество и состав продукции) и временных (срок изготовления) показателей производственной программы предприятия» [1, с. 10].

«Целью производственного планирования является обеспечение выпуска продукции в соответствии с планами на ее реализацию» [1, с. 9].

Рисунок 1. Диаграмма Исикавы, демонстрирующая причины, основную проблему и ее последствия

 

Субъект малого предпринимательства – это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли и соответствующие критериям, установленным государством в законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4 [3].

Для автоматизации основных бизнес-процессов предприятия и оптимизации производства существует прикладное решение, предлагаемое фирмой «1С», которое называется «1С:Управление нашей фирмой 8» (УНФ). ««1С:Управление нашей фирмой 8» (УНФ) – это готовое решение  для автоматизации оперативного управления на предприятиях малого бизнеса. В программе реализовано все самое необходимое для ведения оперативного учета, контроля, анализа и планирования на предприятии». [2]

Основные возможности модуля планирования производства в «1С:УНФ»:

  • возможность создания производственного плана;
  • возможность планирования сдельных нарядов;
  • формирование календарного графика производства;
  • расчет потребностей в запасах;
  • возможность планирования прямых и косвенных затрат.

Флагманом в управлении производственной деятельностью предприятия является «1С:ERP Управление предприятием 2».

Рисунок 2. Диаграмма модуля производства в «1С: ERP Управление предприятием 2»

 

Основными возможностями данного решения являются:

  • минимизация зависимости качества планирования от точности нормативных данных;
  • разделение ответственности, два уровня управления производством: уровень диспетчера-логиста предприятия и локальный (цеховой) уровень управления;
  • точность в учете: уточнение пооперационного состава работ и расхода материалов на каждую партию запуска;
  • избегание потребности в перепланировании;
  • реализация механизма диспетчеризации;
  • возможность заранее спрогнозировать негативное развитие ситуации по ходу производственного процесса, касающееся плановых сроков.

Сравнительный анализ основных объектов конфигураций «1С: ERP» и «1С: УНФ» представлен в таблицах:

Таблица 1.

Справочники

ERP

 

УНФ

Номенклатура

Номенклатура

Характеристики

Характеристики

Ресурсные спецификации

Спецификации

Операции

Операции

Подразделения

Подразделения

Виды работ

Виды работ

Склады

Склады

Бригады

Бригады

Контрагенты

Контрагенты

Рабочие центры

Список ресурсов

Виды рабочих центров

Виды ресурсов

Маршрутные карты

 

Приоритеты

 

Серии

 

Виды ремонта

 

 

Таблица 2.

Документы, обработки

Заказы на производство

Заказы на производство

Доступность видов рабочих центров

Производство

Разрешения на замену материала

Сдельные наряды

Настройка поддержания запасов

Задания на работу

Управление очередью

Планировщик

Диспетчирование этапов производства

 

Выполнение этапов

 

Выполнение операций

 

Заказы на ремонт

 

 

В «1С:УНФ» представлен минимальный функционал, который может осуществлять процесс планирования. Но так как прикладное решение «1С: ERP» требует достаточно высоких финансовых возможностей и трудовых вложений, в связи с внедрением его на предприятие, предлагается усовершенствовать функционал «1С: УНФ» модулем планирования подобным тому, который имеется в ERP, создав вышеописанные недостающие объекты.

Прототип производственного модуля планирования в «1С: УНФ» представлен на рисунке:

Рисунок 3. Диаграмма «TO-BE» производственного модуля планирования в «1С: УНФ»

 

Данная диаграмма состоит из следующих процессов:

  • «Осуществить прогнозирование объемов производства». Объемно-календарный план производства отражает потребность в производстве продукции, составленную на основании прогнозов продаж, когда конечный покупатель на изделия еще окончательно не определен.
  • «Принять потребности к производству». Полная информация о потребностях в продукции получена сотрудником, отвечающим за производственную деятельность, от службы сбыта в рамках данной информационной системы. Использование такого регламента снижает вероятность ошибок при обмене данными между различными службами предприятия, повышает оперативность принимаемых решений.
  • «Осуществить межцеховое планирование». Прохождение продукцией полного производственного цикла позволяет зарегистрировать факт выполнения заказа на производство. Сотрудник производственной службы перед закрытием заказа на производство должен проверить отсутствие в незавершенном производстве материальных ресурсов, выделенных для выполнения заказа, но так и не использованных подразделениями. Такие материалы могут понадобиться ему для дальнейших выпусков продукции.
  • «Осуществить внутрицеховую диспетчеризацию производства». Диспетчеризация удобна для выполнения этапов, пересекающихся по периодам исполнения. При ее использовании должно быть уделено особое внимание оперативному доведению принимаемых диспетчером решений до исполнителей и получению им данных о завершении технологических операций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Яковлев А.В. Управление производством: планирование и диспетчеризация / Яковлев А.В. - Москва: 1С Паблишинг, 2018. – 219 с.
  2. 1С Отраслевые и специализированные решения. 1С: Предприятие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/PNQQyY. – (Дата обращения: 20.02.2019).
  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, ред. от 27.12.2018 – Режим доступа: https://goo.gl/DJU3jt (Дата обращения: 20.02.2019).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Чаплыгин В.В., Жолобова О.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИПОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 5.; URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-5/article-34/ (дата обращения: 16.09.2024).