12+

Международный вестник фундаментальных исследований
ЭЛ № ФС 77 - 75775 | ISSN: 2686-9551
О выпуске
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО КАК КЛЮЧЕВАЯ ДЕТЕРМИНАНТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Константинов П.К.1
Быкова А.В.1
1МИРЭА - Российский технологический университет

В статье рассматриваются вопросы системного развития человеческого капитала страны. Проанализированы новые потребности экономики в высококвалифицированных кадрах. Даны основные тренды, меняющие ландшафт рынка труда. Выявлены системные проблемы образовательных организаций, а именно в настоящее время вузы не готовят кадры для экономики знаний. Система образования достаточно слабо восприимчива к изменениям. Существующие подходы в системе образования, готовят людей не к миру будущего, а к миру прошлого.

В настоящее время в нашей стране большое внимание уделено инновациям, цифровой экономике, конкурентоспособности и производительности труда. Однако эти планы без системного развития человеческого капитала нереализуемы. Одна из важнейших задач высшего образования состоит в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, необходимых для технологичной, диверсифицированной и творческой экономики – экономики знаний.

Актуальность статьи обусловлена тем, что для подготовки высококвалифицированных кадров важно понимать, что на самом деле нужно будет рынку труда в будущем, куда и как будет меняться экономика. Так как процессы изменений на этом рынке ускоряются, новые технологии приходят и сменяют друг друга все быстрее, однако актуальный спрос на профессии зачастую отражается системой образования с большим опозданием [3]. Кроме того, системе образования необходим учет новых потребностей экономики.

Тренды, которые определяют экономику будущего – это спрос на новые кадры, уход старых профессий и те сквозные требования навыкам, которые возникают в новой модели экономики. Влияние на рынок труда в первую очередь оказывают: глобализация; процесс распространения цифровых технологий; автоматизация, которая действительно очень сильно переструктурирует спрос на кадры; распространение экологических требований и модели устойчивой экономики (значимость которой в современном мире трудно переоценить); изменения структуры общества, связанные с появлением сетевой парадигмы и изменением демографической структуры общества [4]. Все вышеуказанные тренды накладываются на процесс ускорения развития общества, а, следовательно, на сокращение циклов изменений и тем самым делая будущее все более непредсказуемым.

Автоматизация на данный момент находится на первом месте среди трендов меняющих ландшафт, но в основном с точки зрения, сокращения традиционных рабочих мест она не предлагает большого количества новых рабочих мест. Цифровизация же повлияет, но в положительном смысле, на рост рабочих мест населения. Поэтому в структуре рынка труда начинают расти новые сегменты, которые в первую очередь характеризуются, тем что называется «Human touch», то есть важной ролью человеческого фактора в создании ценности, с точки зрения индустрии, сервисов где важно присутствие человека и с точки зрения кастомизации продукта. В этих новых сегментах занятость будет расти.

Поскольку этот технологический переход уже происходит, кто-то должен создавать сектора, которые часто не обсуждаются, но в них потенциал занятости практически безграничен. Один связан с тем, что в течение XI века мировой экономике предстоит научиться быть устойчивой, научиться работать в балансе с окружающей средой, и на самом деле, так называемая регенеративная экономика, восстанавливающая, которая вернет этот баланс, она может вобрать в себя огромное количество рабочих мест. Вторая большая сфера занятости – виртуальная экономика, которая сейчас представлена довольно специфическими профессиями типа: стримеров, которые показывают как они играют в интернете или людей, которые занимаются так называемым фармингом, которые собирают виртуальные артефакты в виртуальной среде в играх. Но на самом деле потенциал создания искусственной занятости и, может быть, занятости одновременно сопряженной с переподготовкой людей в этой сфере, практически безграничен и это тоже такой сектор, где весьма вероятно мы увидим большой рост в ближайшие годы.

Вся история про профессии будущего ставит перед нами вопрос: «надо ли нам вообще думать в терминах профессии?», потому что циклы профессий начинают стремительно сокращаться. Профессии востребованы появляются и исчезают циклами в 10-15 лет, что не позволяет нормально адаптироваться рынкам подготовки [2]. Так как на практике в России сейчас цикл утверждения нового профессионального стандарта со всеми апробациями проведением через законодательные органы занимают порядка 10 лет. Мы только осознаем, что блокчейн надо вводить в виде нового стандарта, а он уже успеет свернуться. Соответственно надо задуматься о том, что возможно стоит уходить от идеи профессиоцентрированности, либо центрированности вокруг жестких навыков. В ядре подготовки и личного фокуса внимания каждого человека в его профессиональной жизни должны стать такие универсальные навыки – навыки мышления, сотрудничества, умение управлять собой и экзистенциальные навыки, то есть те, которые позволяют человеку строить личную стратегию эффективной работы жизни в течение всей своей жизни, самоорганизация, самостоятельность, личная позиция – это те качества, которых не хватает больше всего. Все эти социальные навыки в первую очередь необходимы для адаптации к миру неопределённости, волатильности и сложности. Такие рабочие места относятся к категории «Знание» и их в структуре занятости передовых стран уже сейчас не менее 25% [1]. Россия на сегодняшний день не добилась успехов в конкуренции за место в экономике знаний. Доля высокотехнологичного производства мала, не более 17% рабочих мест страны можно отнести к категории «Знания», в дефиците и универсальные компетенции. Такая ситуация вызвана тремя основными причинами:

  1. Нет критической массы спроса на знания. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран, продолжая терять таланты. Во многом это связано с тем, что российская экономика продолжает быть преимущественно сырьевой, ориентированной на экспорт природных ресурсов. Спрос на труд в целом остается примитивным, в структуре работодателей доминирует государство. Поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места. В стране очень медленно растет доля предприятий малого и среднего бизнеса (16%), стагнирует цифровая экономика (2-2,5%), в зачаточном виде представлен венчурный рынок (в сотни раз меньше американского, в 12 раз меньше израильского, в б раз меньше японского).
  2. Система образования не готовит кадры для экономики знаний. Система образования слабо восприимчива к изменениям. Новые навыки, опирающиеся на умения сотрудничать, быть творческим, современный университет пока не готов формировать, пока превалируют стандартизированные форматы подготовки. Вместо сотрудничества подчеркиваются индивидуальные различия, студентов ставят в ситуацию конкуренции друг с другом. Существующие подходы в системе образования, по сути дела, готовят людей не к миру будущего, а к миру прошлого. Высшее образование «не слышит» бизнес, в результате чего 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников, а четверть обладателей дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования. Отсутствует и практика обучения на протяжении всей жизни: обучение большинства людей прекращается по достижении 25 лет, а повышение квалификации часто носит формальный характер.
  3. Не создана среда, необходимая для развития и самореализации человека. Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России (4,9 млн чел.) получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково (например, разница в оплате труда водителя и врача в РФ – 20%, в то время как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%), что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В результате 98% населения страны отдает приоритет безопасности и стабильности, а не ценностям роста. Доминирующая ролевая модель российской молодежи и их родителей сегодня – успешный чиновник, а не высококвалифицированный профессионал или предприниматель (рис. 1).

Рисунок 1 – Результаты опроса работодателей, проведенного компанией BCG, 2017 [1]

 

Сохранение действия вышеуказанных факторов, по мнению исследователей Boston Consulting Group, приведет к тому, что уже к 2025 году Россия значительно ухудшит свои конкурентные позиции в глобальной экономике знаний и с высокой вероятностью потеряет возможность догнать группу передовых стран (рис. 2).

Рисунок 2 – Ожидания работодателей к развитости компетенций [1]

 

Существует несколько направлений как исправить сложившееся положение и создать опережающее предложение работников категории «Знание» системой образования.

Первым направлением, является формирование нового отношения к обучению, то есть формирование понимания, что образование должно длиться всю жизнь, а, следовательно, надо концентрироваться на таких вещах, как способность учиться и способность определять свой жизненный маршрут [5].

Второе направление – переход к логике экосистем, то есть сред, где множество разных провайдеров сопровождает человека в его движении через жизнь. Эти провайдеры могут быть технологическими, это могут быть сообщества или онлайн платформы, то есть самые разные типы образовательных форм, все из которых работают на движение человека в его полном жизненном цикле от рождения до смерти.

Кроме того, необходимо создать опережающее предложение кадров – носителей целевых компетенций – образовательной системой. Для этого необходимо сместить фокус образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие когнитивных и метапредметных компетенций.

Четвертым направлением можно обозначить работу по подготовке нового корпуса преподавателей через стимулирование притока талантов в сферу образования.

И последним, пятым, можно предложить продвижение ценностей роста и профессионального развития на уровне страны в целом и, в частности, внутри организаций.

Для вывода России на среднемировые темпы роста необходима реализация предложенных направлений, если мы все будем делать правильно, то времени для массовой уникальной занятости у нас достаточно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бутенко В., Полунин К., Котов И. и др. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» // Исследование BCG. – 2017. – 72 с.
  2. Греф Г. Эволюционируй или вымрешь http://trends.skolkovo.ru/2016/05/evolyutsioniruy-ili-vyimresh-german-gref-na-konvente-vyipusknikov-skolkovo/ (дата обращения: 17.12.2018).
  3. Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Дополнительное образование студентов как детерминант повышения качества образовательных услуг в условиях конкурентоспособности системы высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14085 (дата обращения: 28.02.2019).
  4. Loshkareva E., Luksha P., Ninenko I., Smagin I., Sudakov D. Skills of the future. How to thrive in the complex new world http://edu2035.org/images/people/WSdoklad_12_okt_eng-ilovepdf-compressed.pdf (дата обращения: 28.02.2019).
  5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с. - (Современная аналитика образования. № 2 (19)).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Константинов П.К., Быкова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО КАК КЛЮЧЕВАЯ ДЕТЕРМИНАНТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 6.; URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-6/article-37/ (дата обращения: 23.11.2024).