Требования ФГОС к результатам освоения учебной программы запускают поиск новых результативных средств обучения, обладающих большим педагогическим потенциалом. Учителям нужны инструменты, которые позволят создать условия для получения интегративного результата образования в виде предметных, личностных и метапредметных достижений. Важно чтобы обучающиеся овладевали навыками самостоятельного приобретения предметных умений и знаний в ходе собственной учебно-познавательной деятельности, усваивая не только содержание, но и деятельность для получения результата [1, c. 52]. Особое внимание приковано к развитию читательской грамотности, умениям выявлять и решать различные (бытовые, научные, экологические, технические) проблемы, оценке уровня развития данных компетенций посвящены международные исследования PISA, PIRLS. Какие средства обучения используют учителя для достижения результата? Как часто применяют разные педагогические приемы?
Представим результаты социологического опроса, проведенного осенью 2018 года среди педагогических работников общего образования Кировской области. Первая группа вопросов связана с созданием условий для развития у обучающихся умений работать с информацией. Анализ эмпирических данных показал следующее (рис.1): равное число респондентов (48%) регулярно либо иногда используют на уроках приемы на поиск конкретной информации, 4% не используют такие задания совсем. Задания по работе с текстом используют (рис. 2) большинство опрошенных учителей (76%), что является хорошим показателем.
А вот возможность задавать к тексту вопросы и дать на них ответы (рис. 3) используют 50 % опрошенных, 48% используют прием регулярно.
Умение работать с информацией критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках [2, с.6] являются составляющими читательской грамотности, которая выступает основой дальнейшей деятельности по учебном любому предмету.
Вторая группа вопросов посвящена умению обучающихся справляться с ситуациями и проблемами.
Многие исследователи полагают, что ценность содержания школьного образования для обучающихся возможно повысить путем решения значимых для них проблем-ситуаций [3, c. 43]. Задания на выявление и разрешение проблем (рис.4) используют в своей практике иногда 78% опрошенных учителей, регулярно применяют лишь 22%.
Отметим, что так как в основе реализации ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, то умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи, является одним из важнейших для будущего выпускника [2, с.7].
Но данные ответов, указывают что работа над умением не происходит систематически. Для нахождения выхода из ситуации, либо затруднения, необходимо уметь выдвигать гипотезы. Но регулярно такое задание, как показывает анкетирование (рис. 5), дают обучающимся лишь 16% учителей. Еще одним важным компонентом в действиях с проблемами является умение критически оценивать ситуацию.
Большинство респондентов указывали, что иногда применяют такие задания на уроках (70%), совсем не используют 14%. Можно сделать вывод о том, что большинство учителей не систематически работают над развитием у обучающихся читательской грамотности и способностью решать различные проблемы. Использовать данные задания комплексно и регулярно позволяет такое средство обучения как ситуационные задачи.
На систематическое использование в образовательном процессе ситуационных задач на уроках указывали О. В. Акулова, С. А.Писарева, Е.В. Пискунова [3], Н. В. Жулькова [4], Конасова Н.Ю. [5]. Мы особое внимание уделяем ситуационным задачам с историческим содержанием, так как они обладают особым педагогическим потенциалом, который определяется
- возможностью разрешения частных противоречий, характерных для образовательной деятельности: между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых обучающимся; между общими учебными задачами и уровнем развития конкретного обучающегося; между историей развития науки и культуры и школьным предметом;
- обеспечением стимулирования включенности обучающихся в активную образовательную деятельность;
- возможностью создания условий для освоения обучающимися научных принципов познания как составляющих метапредметного содержания обучения;
Ситуационная задача с историческим содержанием есть средство обучения, в своей содержательной основе имеющее исторический материал, который может быть принят субъектом образования при создании соответствующих методических условий по конструированию личностных смыслов; позволяющее осваивать интеллектуальные операции и научные принципы познания как составляющие метапредметного содержания обучения.
Структура ситуационной задачи с историческим содержанием включает текст и задания. Текст, во-первых, должен быть ориентированным на своего читателя, поэтому язык изложения текста – понятный, доступный; во-вторых, он должен содержать в себе специфическую проблему: понятную и близкую для обучающегося, провоцирующую эмоции и интерес, и научную одновременно. Историческое содержание представлено следующими вариантами: биографии известных ученых, истории изобретения приборов и устройств, истории наблюдения, изучения или объяснения явлений, процессов, объектов окружающего мира, истории применения элементов быта, культуры народов, необычные исторические ситуации. Мы выделяем три блока заданий к тексту: задания для деятельности ученика с текстом – блок «текст», для деятельности по образовательному предмету – блок «предмет», методологические задания обучающегося по циклу научного познания факт – гипотеза – модель –следствия, эксперимент (В.Г. Разумовский) – блок «метапредмет» [6, с. 446].
Для оценки уровня успешности решения ситуационных задач был разработан критериальный аппарат (табл.1), на основе уровней усвоения знаний В. П. Беспалько [7, с. 26].
Таблица 1
Компоненты заданий |
Категории целей по В.П. Беспалько |
Уровни |
||
Высокий (3) |
Средний (2) |
Низкий (1) |
||
Текст (Читательская грамотность)
|
Распознавание + Запоминание + Понимание |
Активное использование информации из текста для целей обучения: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением предметных (дополнительных) знаний. |
Самостоятельный анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте в неявном виде, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений
|
Поиск и выявление в тексте информации, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте в явном виде
|
Предмет (готовность к самостоятельному разрешению проблем)
|
Применение |
Самостоятельное решение проблемы, поиск альтернативных вариантов, разработка новых задач, идей проектов
|
Использование усвоенных способов действий в процессе предметной деятельности в знакомых условиях (работа по плану), выполнение творческих заданий
|
Решение задач (проблем) с внешней помощью (по образцу)
|
Метапредмет (Методологическая грамотность)
|
Перенос |
Разработка и реализация проектной деятельности, работа с цепочкой научного познания,
|
Самостоятельное установление внутрипредметных и межпредметных связей, работа с элементами цепочки научного познания |
Установление внутрипредметных связей с внешней помощью
|
Приведем пример ситуационной задачи с историческим содержанием по физике.
Калибр – от итальянского QUA LIBRA – «сколько фунтов». В XVI в. артиллерия в качестве боеприпасов использовала ядра каменные, свинцовые и чугунные. Орудия и снаряды изготовлялись в разных местах и разными лицами. При составлении артиллерийских парков нередко случалось, что снаряды не подходили размерам орудий. Артиллеристы не умели точно определять размер ядра по его массе, а ведь её ядра необходимо было знать для правильного расчета количества пороха для заряда. Путаницы добавляло, что чугун, свинец и камень имели разную плотность, соответственно разный размер при равной массе. Кроме того, почти каждый большой торговый город, даже в одном государстве, имел свою единицу длины и массы.
Позже чугунное ядро диаметром 2 дюйма было принято за единицу массы для всех ядер прочих калибров и его назвали «артиллерийским фунтом». Артиллерийский фунт равен 1,2 торгового фунта, а русский артиллерийский фунт, равен 0,4914 кг. До XIX века пушки классифицировали по весу выпускаемых ядер: трехфунтовое орудие – это орудие, которое стреляет ядрами по три фунта, а само орудие весит около 600 кг. В самом конце XIX века перешли к линейным мерам, и все артиллерийские орудия классифицировали по диаметру канала ствола в сантиметрах или дециметрах. В настоящее время калибр всех орудий только в миллиметрах. [8]
Задания
Текст
1. Выберите из предложенных ниже высказываний, то которое соответствует тексту:
- Артиллеристы всегда умели точно определять размер ядра по его массе.
- Артиллерия в качестве боеприпасов использовала всегда только каменные ядра.
- Почти каждый большой торговый город, даже в одном государстве, имел свою единицу длины и массы
- Трехфунтовое орудие – это орудие, которое имеет массу три фунта.
2. По какой причине ядра одной массы из разных городов не подходили для использования в пушке? Зачем была введена международная единица массы «метрический фунт».
3. Предложите название для текста.
Предмет
4. Какую массу могли иметь 10 чугунных ядер, изготовленных в России в XVIII веке? Приведите решение.
5. Предложите свою задачу по тексту.
6. Предложите идею для проекта по теме «Единицы измерения массы».
Метапредмет
7. Какие требования к боеприпасам необходимо было соблюдать для достижения цели? Сформулируйте предположение (гипотезу):
Для того, чтобы боеприпасы соответствовали орудиям, необходимо обеспечить ...
8. Проследите цепочку научного познания на основе текста.
Ситуационные задачи с историческим содержанием необходимо использовать на уроках, так как на их основе развивается мышление обучающихся, развиваются навыки читательской грамотности и способности решать различные проблемы. Задачи на основе текстов раздвигают рамки предмета и дают искру для развития творческого потенциала личности и её культурного роста. Ситуационные задачи дают возможность оценить и достигнуть предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.