12+

Международный вестник фундаментальных исследований
ЭЛ № ФС 77 - 75775 | ISSN: 2686-9551
О выпуске
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Цуканова П.Л.1
Быков А.В.2
1МИРЭА - Российский технологический университет
2Лицей Академии при Президенте Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы ключевых компетенций, которые будут соответствовать современными трендами автоматизации производств, цифровизации экономики и смены технологического уклада, смене профессий и деятельности. Представлены результаты опроса о том, какие базовые навыки важны для работодателя и каковы особенности прохождения собеседования с работодателем. Выявлены основные проблемы студентов при выборе места трудовой деятельности. Проанализированы результаты опроса по оценке влияния личностных качеств на профессиональную карьеру. Даны рекомендации по формированию компетенций, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

В связи с современными трендами автоматизации производств, цифровизации экономики и смены технологического уклада, все чаще говорят о том, что меняются профессии и деятельности. У выпускников школ и студентов возникает вопрос: а что завтра? Где гарантия того, что завтра я буду иметь работу? На кого мне учиться? Нужно ли мне учиться? И в этом смысле четкого ответа нет. Его надо извлекать из соответствующей информации. У учащихся, есть и другой запрос. Они должны выбирать из моря образовательных контентов, образовательных ресурсов, которые есть, или более того, получать этот контент по запросу. Ведь именно от полученных знаний будет зависеть их востребованность на рынке труда.

Но даже получив хорошую базу знаний, многие учащиеся не знают ответов на такие актуальные вопросы: какие базовые навыки важны для работодателя; каковы особенности прохождения собеседования с работодателем; знаю ли я успешных людей по моей специальности и прочих других [1].

Проведенный опрос обучающихся МИРЭА и РАНХиГС (36 чел.) по направлению менеджмент показал следующие результаты (рис.1-4).

Распределение ответов респондентов на вопрос Представляете ли вы, чем будете заниматься через 10 лет?

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Представляете ли вы, чем будете заниматься через 10 лет?»

Распределение ответов респондентов на вопрос об осознанности выбора своего направления обучения

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос об осознанности выбора своего направления обучения

Распределение ответов респондентов по утверждению Я знаю базовые навыки, важные для работодателя

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов по утверждению
«Я знаю базовые навыки, важные для работодателя»

 

Распределение ответов респондентов по утверждению Я умею составлять резюме, на которое обратит внимание работодатель

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов по утверждению
«Я умею составлять резюме, на которое обратит внимание работодатель»

То есть зачастую студенты не знают, почему они поступают в именно этот университет, почему идут именно на эту работу, чего хотят достичь и зачем они вообще живут [2]. 73% опрошенных указали, что им нужна помощь при выявлении личных профессиональных интересов/потребностей/склонностей.

Основной проблемой 67% опрошенных студентов при выборе места трудовой деятельности является:

  • отсутствие актуальной информации о рынке труда;
  • отсутствие знание, умений и навыков по самопрезентации.

Трудности, с которыми рекрутеры чаще всего сталкиваются на собеседованиях:

  • завышенная самооценка - 23%;
  • неправдивая информация в резюме - 18%;
  • завышенные требования - 16%;
  • явное несоответствие в должности - 14%;
  • нарушение соответствия резюме - 10%;
  • нарушение пунктуальности - 8%;
  • невежливость - 5% [3].

Для создания благоприятного образа на собеседовании необходимо:

  1. Найти заранее информацию о работодателе.
  2. Подготовить рассказ о себе.
  3. Иметь соответствующий внешний вид.
  4. Владеть невербальными средствами передачи информации.
  5. Владеть развитой речью.
  6. Адекватное собеседованию поведение.
  7. Быть пунктуальным.
  8. Иметь позитивный настрой.

Результаты опроса по оценке влияния личностных качеств на профессиональную карьеру, проведенного компанией SuperJob представлены в таблице 1.

 Таблица 1.

Оценка влияния личностных качеств на карьеру [4]

Параметр / характеристика

Средний балл

Представители работодателей

Сотрудники

Все

Пол

М

Ж

Ответственность

8,6

7,8

7,5

8,0

Коммуникабельность

7,9

7,1

7,0

7,1

Стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность

7,9

6,3

6,2

6,5

Обучаемость

7,9

6,5

6,7

6,4

Целеустремленность

7,7

7,1

6,8

7,3

Знания

7,4

6,8

6,7

7,0

Лояльность компании

7,1

4,5

4,4

4,7

Опыт работы

7,0

6,5

6,4

6,5

Способность работать в команде

6,5

6,3

6,1

6,4

Образование

5,9

5,4

5,5

5,3

Знакомства, связи

5,1

4,3

4,8

3,9

Внешний вид, готовность соблюдать дресс-код

4,9

5,5

5,1

5,9

 

Анализ представленных в таблице данных показал, что ключевыми аспектами при продвижении по карьерной лестнице являются: ответственность, коммуникабельность и эмоциональная стабильность, данные подтверждаются и ответами самих работников.

Перечень компетенций, требуемых уже сейчас выглядит следующим образом:

  1. Профессионализм.
  2. Увлеченность.
  3. Желание учиться.
  4. Ответственность.
  5. Уверенность в себе.

Компетенциями будущего становятся

Но кроме понимания какие компетенции необходимы здесь и сейчас, еще очень важно понимать, что любое профессиональное образование, получаемое, например, с запасом на 5-7 лет, практически не будет востребовано в будущем. Почему? Потому что технологии поменяются. Следовательно, необходимо уже сейчас думать о формировании таких компетенций, которые будут востребованы в ближайшем будущем:

  1. Умение решать сложные задачи.
  2. Критическое мышление.
  3. Креативность.
  4. Эмоциональный интеллект.
  5. Гибкость.

Таким образом, то, что мы имеем сейчас, это то что изменение технологических укладов и промышленной революции наступают гораздо быстрее, из-за этого возникают большие зоны турбулентности, и в тот момент, когда старая технология еще работает, а новая только входит на рынок, и не может заместить ее полностью. И проблема в том, что, если раньше было достаточно времени для адаптации, т.е. можно было за два поколения спокойно все отстроить, сделать стандартное образование, стандартное рабочее место, все работало как часы, вопросов не было. Сейчас этот темп слишком большой, поэтому работодателям и обществу в целом необходимы специалисты, готовые учиться всю жизнь, инициативные, умеющие работать в больших кросскультурных командах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Быкова А.В., Быков В.М. Мотивация студентов к изучению дисциплин менеджмента в рамках процесса формирования организационно-управленческой компетенции // European Social Science Journal. - № 2-1. – 2017. С. 143-152.
  2. Быков В.М., Быкова А.В. Анализ целеполагания как показатель субъектной направленности образовательного процесса // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент». - № 1. – 2018. С. 68-71.
  3. Потехина И.П. Рынок труда в условиях неопределенности – главный вызов времени. URL: https://www.globaledu.ru/results/ (Дата обращения 26.02.2019).
  4. Новые горизонты профессионального образования // Сборник материалов XII Международного конгресса-выставки «Global Education - Образование без границ» URL: https://www.globaledu.ru/files/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%202018.pdf (дата обращения 26.02.2019)
  5. Троцак А.И. Что ждет профессиональной обучение? // Сборник материалов XII Международного конгресса-выставки «Global Education - Образование без границ» URL: https://www.globaledu.ru/files/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%202018.pdf (дата обращения 26.02.2019)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Цуканова П.Л., Быков А.В. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 2.; URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-2/article-12/ (дата обращения: 08.09.2024).