В современной хозяйственной системе, охваченной процессами глобализации, концепция создания высокотехнологичных производств способствует формированию конкурентоспособности экономики и способствует ускорению развития национальных экономик. Высокотехнологичные предприятия в своей деятельности ориентированы на создание и реализацию новых инновационных продуктов, оборудований, препаратов и т.д. Основу таких инноваций составляют технологические инновации и новые технологии производства. В рамках новой системы высокотехнологичных предприятий возникают новые управленческие и организационные методы, а также новые способы продвижения на рынок высокотехнологичной продукции и услуг, которые в свою очередь создают инновационный маркетинг [5]. Процессы создания и внедрения инноваций определяет качество и динамику экономического роста, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности.
Сначала понятие «высокие технологии» относилось лишь к определенным новейшим отраслям промышленности, у которых была высокая доля удельных расходов на НИОКР.
Высокотехнологичный сектор экономики заключает в себя различные отрасли промышленности. Существует много классификаций высокотехнологичного сектора, но самыми значимыми признаны две классификации, а именно: классификация Национального научного фонда США и ООН, в рамках Стандартной международной торговой классификации.
По классификации Национального научного фонда США высокотехнологичный сектор экономики включает в себя следующие отрасли:
- телекоммуникации и компьютеры,
- производства, связанные с компьютеризацией,
- ядерные технологии,
- авиационная и ракетно-космическая промышленность,
- биотехнологии,
- электроника,
- производство военной техники, оружия,
- оптоэлектроника,
- разработка новых материалов.
По классификации ООН:
- офисная техника,
- электронно-вычислительная техника,
- оборудование для телевидения, радио, связи,
- воздушные и космические аппараты,
- вооружение,
- электроника,
- фармацевтические препараты,
- радиоактивные материалы и другие химические продукты,
- приборы (измерительные, оптические и медицинские),
- неэлектрические (ядерные реакторы, газовые турбины и др.) и электрические машины.
В Российской Федерации высокотехнологичный сектор промышленности содержит данные отрасли:
Военно-ориентированные специализированные отрасли промышленности:
- промышленность,
- спецхимия,
- боеприпасы,
- вооружение.
Ракетно-космическая и авиационная отрасли.
Судо-, кораблестроение.
Радиоэлектронную:
- электронные предприятия,
- радиопромышленность,
- промышленность средств связи,
- научное приборостроение.
Наукоёмкий сектор химической промышленности:
- микробиологическая отрасль,
- химико-фармацевтическая и химическая отрасль;
- атомная промышленность [2].
Высокотехнологичные предприятия и производства помимо классификации имеют ряд отличительных свойств по атрибутным признакам:
- обязательное проведение НИОКР на протяжении всего жизненного цикла, как предприятия, так и продукта. Необходимое совершенствование уровня технологий и использование новых научных достижений для выпуска инновационной продукции;
- высокая доля квалифицированного промышленного персонала, в том числе и инженерно-технических работников и специалистов, которые обладают высоким уровнем образования и компетенции, которые всегда будут востребованы на высокотехнологичных предприятиях в любой сфере их деятельности;
- крупная доля интеллектуальной собственности в составе активов предприятия в виде патентов, лицензий, авторских прав на изобретения и т.д.;
- улучшенное качество технологического процесса, т.е. наличие новшеств в области создания, усовершенствование технологий, принятие новых решений в производстве продукции, изучение новых видов технологического оборудования;
- наличие инновационного продукта, который был либо усовершенствован, за счет повышения качества ранее выпускаемого продукта, либо этот продукт отвечает запросам рынка.
Конкурентоспособность для высокотехнологичных предприятий особа важна, т.к. создание инновационных продуктов и технологий позволяет обеспечивать себе стойкую позицию на рынке, появление государственных специфических заказов и высокую выручку. Для каждого высокотехнологичного предприятия в любой сфере деятельности важна не только конкурентоспособность, но и ее обеспечение, а также способы защиты от действий недружественных конкурентов.
Существует 2 классификации и около 12 основных методов защиты от недружественных слияний и поглощений (табл.1), но и ни один из них не дает гарантию, что слияние и поглощение не произойдет.
Первая классификация называется «превентивные» - применяются до возникновения угрозы поглощения, вторая классификация называется «оперативные» - применяются, когда компания-покупатель уже начала открытые действия по поглощению [1].
Таблица 1
Методы защиты от поглощений
Название метода |
Описание метода |
Супербольшинство |
Для принятия особо важных решений недостаточно самого большинства, необходимо большее количество акционеров примерно 80%. |
Создание стратегического альянса |
Создание стратегического альянса компаний предполагает такой вид защиты, который способен не только защитить компанию, но и обеспечить ей укрепление позиций на рынке, а также достичь определенных стратегических целей. |
«Золотой парашют» |
В случае, если владелец компании сменяется, то топ-менеджерам этой компании выплачивается единовременный крупный бонус, а значит, что стоимость этой компании значительно возрастает. |
Защита активов |
В этом виде защиты выступает главным образом правовая структура, которая не позволяет рейдерам лишать собственника активов или заставляет компанию-покупателя платить высокую цену за них. Собственники могут сохранить необходимую степень контроля. |
«Ядовитая пилюля» |
Данный метод эффективен для небольших компаний. Суть метода в том, что поощряет акционеров компании-цели покупать акции своей компании по сниженной цене. |
Стратегические приобретения |
Метод является эффективном в том случае, если имеется информации об агрессоре. |
«Белый рыцарь» |
Это компания защитник, которая становится стратегическим партнером. |
Контратака |
Суть метода в том, что при предложении о покупке компании, компании- покупателю выдвигается встречное предложение. |
Тактика «выжженной земли». |
Этот вид защиты подобен «ядовитой пилюле», но применяется после того, как получено предложение о покупке. |
Судебные тяжбы |
Первым делом смысл занять процедуру поглощения, а во-вторых противостоять ей. |
Скупка акций собственной компании |
|
Ассиметричные методы |
Суть метода поднять шум вокруг себя, обращение в различные инстанции и прессу. |
Классификация методов защиты:
К превентивным мерам относятся: супербольшинство, «золотой парашют», «ядовитая пилюля», стратегические приобретения, создание стратегического альянса, защита активов и ассиметричные методы.
К операционным методам относятся: контратака, тактика «выжженной земли», судебные тяжбы, скупка акций собственно компании, «белый рыцарь», ассиметричные методы [1].
По данным РБК, информационного агентства M&A и финансового журнала Toptipfinance можно выделить общий смысл, что объем сделок слияний и поглощений в России вырос в 3 раза. За первое полугодие 2018 года с участием российских компаний, сумма сделок выросла на 134% по сравнению с первым полугодием 2017 года.
Зачастую, агрессивно настроенные компании стремятся добиться конкурентных преимуществ за счет недружественных слияний и поглощений. Таким образом, обеспечение эффективной защиты от враждебных слияний и поглощений является одним из способов поддержания конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий, потому что устойчивость к агрессорам является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности.