12+

Международный вестник фундаментальных исследований
ЭЛ № ФС 77 - 75775 | ISSN: 2686-9551
О выпуске
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Парпачева Д.С.1
Сиганьков А.А.1
1МИРЭА – Российскийгосударственный университет

В данной статье производится описание роли высокотехнологичных предприятий в современной хозяйственной системе, на что ориентированы такие предприятия, что составляет основу инноваций, из-за чего создается инновационный маркетинг, описывается классификация высокотехнологичных предприятий в разных странах, а именно: классификация Национального научного фонда США и какие отрасли он в себя включает, а также классификация ООН и какие отрасли входят,  даются атрибутные признаки, в которых поясняется, что входит в работу высокотехнологичных предприятий и как важны высококвалифицированные сотрудники. Рассказывается о том, насколько важна конкурентоспособность для предприятий данного типа, как можно обеспечить конкурентоспособность и с помощью каких действий это необходимо сделать. Приведены методы способов защиты от недружественного слияния и поглощения, дана их классификация и краткое описание сути каждого из методов, приведены статистические данные на основе электронных ресурсов. Материалы статьи будут интересны исследователям, занимающиеся вопросами управления и повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий.

В современной хозяйственной системе, охваченной процессами глобализации, концепция создания высокотехнологичных производств способствует формированию конкурентоспособности экономики и способствует ускорению развития национальных экономик. Высокотехнологичные предприятия в своей деятельности ориентированы на создание и реализацию новых инновационных продуктов, оборудований, препаратов и т.д. Основу таких инноваций составляют технологические инновации и новые технологии производства. В рамках новой системы высокотехнологичных предприятий возникают новые управленческие и организационные методы, а также новые способы продвижения на рынок высокотехнологичной продукции и услуг, которые в свою очередь создают инновационный маркетинг [5]. Процессы создания и внедрения инноваций определяет качество и динамику экономического роста, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности.

Сначала понятие «высокие технологии» относилось лишь к определенным новейшим отраслям промышленности, у которых была высокая доля удельных расходов на НИОКР.

Высокотехнологичный сектор экономики заключает в себя различные отрасли промышленности. Существует много классификаций высокотехнологичного сектора, но самыми значимыми признаны две классификации, а именно: классификация Национального научного фонда США и ООН, в рамках Стандартной международной торговой классификации.

По классификации Национального научного фонда США высокотехнологичный сектор экономики включает в себя следующие отрасли:

  • телекоммуникации и компьютеры,
  • производства, связанные с компьютеризацией,
  • ядерные технологии,
  • авиационная и ракетно-космическая промышленность,
  • биотехнологии,
  • электроника,
  • производство военной техники, оружия,
  • оптоэлектроника,
  • разработка новых материалов.

По классификации ООН:

  • офисная техника,
  • электронно-вычислительная техника,
  • оборудование для телевидения, радио, связи,
  • воздушные и космические аппараты,
  • вооружение,
  • электроника,
  • фармацевтические препараты,
  • радиоактивные материалы и другие химические продукты,
  • приборы (измерительные, оптические и медицинские),
  • неэлектрические (ядерные реакторы, газовые турбины и др.) и электрические машины.

В Российской Федерации высокотехнологичный сектор промышленности содержит данные отрасли:

Военно-ориентированные специализированные отрасли промышленности:

  • промышленность,
  • спецхимия,
  • боеприпасы,
  • вооружение.

Ракетно-космическая и авиационная отрасли.

Судо-, кораблестроение.

Радиоэлектронную:

  • электронные предприятия,
  • радиопромышленность,
  • промышленность средств связи,
  • научное приборостроение.

Наукоёмкий сектор химической промышленности:

  • микробиологическая отрасль,
  • химико-фармацевтическая и химическая отрасль;
  • атомная промышленность [2].

Высокотехнологичные предприятия и производства помимо классификации имеют ряд отличительных свойств по атрибутным признакам:

  • обязательное проведение НИОКР на протяжении всего жизненного цикла, как предприятия, так и продукта. Необходимое совершенствование уровня технологий и использование новых научных достижений для выпуска инновационной продукции;
  • высокая доля квалифицированного промышленного персонала, в том числе и инженерно-технических работников  и специалистов, которые обладают высоким уровнем образования и компетенции, которые всегда будут востребованы на высокотехнологичных предприятиях в любой сфере их деятельности;
  • крупная доля интеллектуальной собственности в составе активов предприятия в виде патентов, лицензий, авторских прав на изобретения и т.д.;
  • улучшенное качество технологического процесса, т.е. наличие новшеств в области создания, усовершенствование технологий, принятие новых решений в производстве продукции, изучение новых видов технологического оборудования;
  • наличие инновационного продукта, который был либо усовершенствован, за счет повышения качества ранее выпускаемого продукта, либо этот продукт отвечает запросам рынка.

Конкурентоспособность для высокотехнологичных предприятий особа важна, т.к.  создание инновационных продуктов и технологий позволяет обеспечивать себе стойкую позицию на рынке, появление государственных специфических заказов и высокую выручку. Для каждого высокотехнологичного предприятия в любой сфере деятельности важна не только конкурентоспособность, но и ее обеспечение, а также способы защиты от действий недружественных конкурентов.

Существует 2 классификации и около 12 основных методов защиты от недружественных слияний и поглощений (табл.1), но и ни один из них не дает гарантию, что слияние и поглощение не произойдет.

Первая классификация называется «превентивные» - применяются до возникновения угрозы поглощения, вторая классификация называется «оперативные» - применяются, когда компания-покупатель уже начала открытые действия по поглощению [1].

Таблица 1

Методы защиты от поглощений

Название метода

Описание метода

Супербольшинство

Для принятия особо важных решений недостаточно самого большинства, необходимо большее количество акционеров примерно 80%.

Создание стратегического альянса

Создание стратегического альянса компаний предполагает такой вид защиты, который способен не только защитить компанию, но и обеспечить ей укрепление позиций на рынке, а также достичь определенных стратегических целей.

«Золотой парашют»

В случае, если владелец компании сменяется, то топ-менеджерам этой компании выплачивается единовременный крупный бонус, а значит, что стоимость этой компании значительно возрастает.

Защита активов

В этом виде защиты выступает главным образом правовая структура, которая не позволяет рейдерам лишать собственника активов или заставляет компанию-покупателя платить высокую цену за них. Собственники могут сохранить необходимую степень контроля.

«Ядовитая пилюля»

Данный метод эффективен для небольших компаний. Суть метода в том, что поощряет акционеров компании-цели покупать акции своей компании по сниженной цене.

Стратегические приобретения

Метод является эффективном в том случае, если имеется информации об агрессоре.

«Белый рыцарь»

Это компания защитник, которая становится стратегическим партнером.

Контратака

Суть метода в том, что при предложении о покупке компании, компании- покупателю выдвигается встречное предложение.

Тактика «выжженной земли».

Этот вид защиты подобен «ядовитой пилюле», но применяется после того, как получено предложение о покупке.

Судебные тяжбы

Первым делом смысл занять процедуру поглощения, а во-вторых противостоять ей.

Скупка акций собственной компании

 

Ассиметричные методы

Суть метода поднять шум вокруг себя, обращение в различные инстанции и прессу.

 

 

 

 

Классификация методов защиты:

К превентивным мерам относятся: супербольшинство, «золотой парашют», «ядовитая пилюля», стратегические приобретения, создание стратегического альянса, защита активов и ассиметричные методы.

К операционным методам относятся: контратака, тактика «выжженной земли», судебные тяжбы, скупка акций собственно компании, «белый рыцарь», ассиметричные методы [1].

По данным РБК, информационного агентства M&A и финансового журнала Toptipfinance можно выделить общий смысл, что объем сделок слияний и поглощений в России вырос в 3 раза. За первое полугодие 2018 года с участием российских компаний, сумма сделок выросла на 134% по сравнению с первым полугодием 2017 года.

Зачастую, агрессивно настроенные компании стремятся добиться конкурентных преимуществ за счет недружественных слияний и поглощений. Таким образом, обеспечение эффективной защиты от враждебных слияний и поглощений является одним из способов поддержания конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий, потому что устойчивость к агрессорам является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. С.В. Кормщиков. Защита от недружественных слияний и поглощений. Классификация различных методов / С.В. Кормщиков// Российское предпринимательство. - 2011.- № 7. – С. 3
  2. И.В. Никитенко. Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России: монография / И.В. Никитенко, Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева. - Москва: Ruscience, 2017. - 199 с.
  3. Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика. / О.В. Сиполс. — М.: Флинта, Наукa. 2010. – 712 с.
  4. А. Мишуткина, О. В. Скороход. Состояние и развитие высокотехнологичногосектора экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sostoyanie-i-razvitie-vysokotehnologichnogo-sektora-ekonomiki (Дата обращения 17.02.2019г.).
  5. В.В. Галкин, М.Н. Дудкина. Особенности управления предприятиями наукоемкого бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-upravleniya-predpriyatiyami-naukoemkogo-biznesa (Дата обращения 17.02.2019г.).
  6. С.С. Фотин, Автореферат  на тему: «Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе формирования высокотехнологичных производств». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://disus.ru/r-ekonomika/338226-1-povishenie-konkurentosposobnosti-promishlennih-predpriyatiy-osnove-formirovaniya-visokotehnologichnih-proizvodstv.php (Дата обращения 17.02.2019г.).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА
Парпачева Д.С., Сиганьков А.А. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Международный вестник фундаментальных исследований. – 2019. – № 2.; URL: https://fundamental-messenger.ru/journal/issue-2/article-13/ (дата обращения: 08.09.2024).