Развитие коммуникативной компетенции имеет важное значение, поскольку от уровня развития зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение, является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетенция - составляющий фактор успешности в общении.
В настоящее время дети очень редко общаются между собой именно посредством речевого общения. Все чаще прибегают к использованию планшетов и телефонов. Такая смена среды провоцирует снижение качества владения речевой культурой ребенка и делает актуальной проблему развития коммуникативной компетенции подростков.
Речевое общение – важный вид человеческой деятельности, который является важным условием развитие речи и мышления ребенка.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. В отечественной науке психологические проблемы общения, структура, функции межличностного общения отражены в трудах Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, A.A. Бодалева, Г.А. Ковалева, A.A. Леонтьева. В.Н. Мясищева и др.
Общение и отношение, формирование межличностных отношений рассматриваются в исследованиях A.A.Бодалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Я.Л. Коломинского и других.
Подростковый возраст – это период онтогенеза, переходный период между детством и юностью, когда формируется [6]:
- осознание себя в социуме;
- познание норм и правил в обществе;
- гормональная система организма;
- устанавливания отношений со своим «я»;
- развитие самосознания и самооценки;
- утверждение индивидуальности.
Подростковый возраст — это период жизни от 12 до 16 лет, когда завершается созревание организма. Ведущая деятельность подросткового возраста – общение со сверстниками. В рамках этой деятельности происходит узнавание и открытие себя, формируется рефлексия, осознается значение личной ответственности за поступки, устанавливаются границы доверия и конформности [3].
При этом подростковый возраст определяется рядом факторов, к которым можно отнести: рост самостоятельности и ответственности за свое поведение; повышение устойчивости поведенческих реакций и адекватности поступков; расширение сферы собственной деятельности [4].
В результате изучения коммуникативной компетенции, можно четко выделить следующие элементы:
- коммуникативные знания;
- коммуникативные умения;
- коммуникативные способности.
Вместе с тем, анализ известных сегодня подходов к формированию коммуникативной компетенции у подростков в процессе учебной деятельности (технологии Гусевской О.В., Кузиковой С.А.) говорит о том, что все они имеют частно-предметный характер. А это означает, что полученные подростками коммуникативные навыки должны позволять им успешно решать учебные задачи, но навыки для решения жизненных задач такие технологии не формируют [1, 5].
В исследовании принимали участие 2 группы детей 13-14 лет. Экспериментальная группа состоит из 26 подростков, из них 15 мальчиков и 11 девочек. Контрольная группа состоит из 28 подростков, из них 15 мальчиков и 13 девочек.
Для исследования коммуникативной компетенции у подростков были использованы следующие методики:
- Комплексная методика выявления уровня сформированности коммуникативных действий учащихся Г.А. Цукермана;
- Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. Овчаровой;
- Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой.
Экспериментальной исследование проходило в три этапа.
- Констатирующий этап;
- Формирующий этап;
- Контрольный этап.
На констатирующем этапе эксперимента мы отбирали диагностики для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у подростков.
Также на этом этапе была проведена первичная диагностика подростков по выбранным методикам. Получены и проанализированы первые результаты.
На втором, формирующем этапе эксперимента, на основе полученных ранее данных мы разработали и примени экспериментальную программу по формированию коммуникативной компетенции у подростков
На третьем, контрольном этапе, мы провели повторную диагностику подростков для того чтобы выявить уровень их коммуникативной компетенции. Далее мы проанализировали и сравнили полученные данные. На основании результатов мы делали выводы по работе.
Данные, полученные при диагностическом исследовании экспериментальной и контрольной групп подростков, показали следующие результаты. Уровень сотрудничества и согласованности совместной деятельности у подростков находятся на среднем уровне, а уровень коммуникативных склонностей развит достаточно. Так же можно отметить, что у испытуемых экспериментальной группы моральные нормы более выражены, чем у подростков контрольной группы.
Для развития коммуникативной компетенции в экспериментальной группе мы предложили программу с использование средствами театрализованной деятельности в учреждении дополнительного образования [2].
По истечению эксперимента дети экспериментальной и контрольной группы стали принимать для себя и моральные и конвенциальные нормы. Они приемлют их для себя и считают недопустимым их нарушение.
Так же во внимание была принята экспертная оценка педагогов экспериментальной группы. Они отметили, что коллектив стал более сплоченный. Детям легче находить общий язык и налаживать коммуникационные связи. Учащиеся активно вступают в диалог и с удовольствием выступают перед публикой. Их коммуникативная активность возраста, а общение со сверстниками и педагогами стало более качественное.
Мы определили, что для успешного развития коммуникативной компетенции у подростков руководителю необходимо:
- формировать деятельность так, чтоб она соответствовала реальным проблемам взаимодействия подростков;
- в процессе общения знакомить детей с различными способами согласованного взаимодействия;
- корректировать и направлять коммуникативные взаимодействия детей в межличностном общении;
- формировать моральные нормы в ситуации коммуникативного взаимодействия подростков.
Проанализировав специальную литературу и изучив специфику и первоначальные данные группы, нами была составлена программа, которая включала в себя театрализованную деятельность.
В зависимости от целей, поставленных перед проведением занятия, в группе получалось создать дружескую атмосферу, ребята работали в коллективе, в парах активно участвовали в конкурсах. Мероприятия содействовало формированию дружного коллектива.
Так же была разработана и реализована комплексная программа, которая проходила в виде тренинга. Основной целью которой является повышение уровня коммуникативной компетенции у подростков.
Проводя сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, можно отметить положительную динамику в обоих группах. Тем не менее, общая тенденция роста высоких показателей более значима в экспериментальной группе.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование коммуникативной компетенции будет проходить успешнее, если в процессе внеучебной деятельности педагог активно использует дополнительные методы, приемы и формы работы.
Одной из важнейших задач в процессе обучения, воспитания является формирование коммуникативной компетенции, которая направляет способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Коммуникативная компетенция обеспечивает социальную компетентность, а также учет позиции других людей и партнера по общению или деятельности, умение слушать, вступать в диалог. От учеников школы требуется не только способность к общению, а понимание возможности различных позиций, точек зрения и ориентация на позицию других людей, которая отличается от его собственной, на чем строится воспитание уважения к чужой точке зрения.
Задачей руководителя, который занимается формированием коммуникативной компетенции, является установление дружеских связей у учеников, развитие у них интереса ко всему происходящему и создание атмосферы доброжелательности, а также взаимного уважения, доверия и уступчивости, а вместе с тем и инициативности.
Проанализировав специальную литературу и изучив специфику и первоначальные данные группы, нами была составлена программа, которая включала в себя: беседы, классные часы, игры на общение, внеклассные мероприятия.
Так же была разработана и реализована комплексная программа, которая проходила в виде тренинга. Основной целью которой является повышение уровня коммуникативной компетенции у подростков с помощью театрализованной деятельности
Проводя сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, можно отметить положительную динамику в обоих группах. Тем не менее, общая тенденция роста высоких показателей более значима в экспериментальной группе.
Таким образом, можно сделать вывод, что если в процессе дополнительного образования педагог:
- строит формирующую деятельность, отталкиваясь от реальных проблем взаимодействия подростков;
- знакомит детей с различными способами согласованного взаимодействия;
- корректирует и направляет коммуникативные взаимодействия детей в межличностном общении;
- формирует моральные нормы в ситуации коммуникативного взаимодействия, то формирование коммуникативной компетенции будет проходить успешнее.
Таким образом, театрализованная деятельность способствуют развитию коммуникативной компетенции подростков.